Приветствую Всех практикующих йогу!!
Йога существует как практика в двух религиозныз направлениях:
- индуизм
- буддизм
В индуизме по мнению рдного из великих Святых Индии Шри Рамакришны йога имеет 4 больщих направления:
1.Карма-йога. Карма-йога есть достижене посветления при помощи труда, деятельности. Это то, чему вы учите. Исполнение обязанностей домохозяина не ради получения каких-либо результатов, но ради соединения с Всевышним (или высшим Я) - вот то, что подразумевается под этим видом йоги. но . Цель карма-йоги это точно также познание безличного Абсолюта, или, наоборот, личного Бога, или того и другого вместе.
2.Джняна-йога - это общение с Богом (Высшим Я) при помощи правильного различения реального от ложного, при помощи знания в высшем смысле этого слова. Цель человека, идущего путем джняна-йоги, заключается в том, чтобы познать и почувствовать в себе Абсолют. Джняни проводит различие между абсолютной Реальностью и нереальными явлениями, говоря: «Не это, не это», до тех пор, пока он не придёт к таким вещам, где исчезает возможность различения между Реальным и нереальным и когда в состоянии самадхи опытным путём познаётся абсолютный Брахман.
3. Бхакти-йога есть общение с Богом при помощи любви, преданности и отдавания себя (бхакти)
4.Раджа-йога ведёт к тому же общению путём «концентрации» и «медитации», то есть путём сосредоточения и размышления. Она имеет восемь ступеней. Первая есть «яма», которая заключается в исполнении известных правил, именно: человек должен не вредить людям, говорить правду, не быть скупым или корыстолюбивым, быть целомудренным и не принимать подарков. Вторая ступень есть «нияма», которая включает в себя отказ от жизненных благ, воздержание, довольство, веру во Всевышнего, милосердие, стремление к познанию Бога и отдавание себя Верховной воле. Третья ступень, асана, заключает в себе практику различных положений тела. Четвёртая ступень - пранаяма; это изучение и практика дыхательных упражнений. Пятая ступень, пратьяхара, требует того, чтобы ум мог быть обращён внутрь самого себя и сосредоточен на одном. Шестая ступень - дхарана, или концентрация. Седьмая - дхьяна, или медитация, и восьмая - самадхи, или состояние сверхсознательности.
К практикам раджа-йоги можно отнести много направлений, которые свою практику строят наконцентрациях и медитациях.
Поэтому заранее пршу прощения у адептов отдельных систем, которые я в данном сообщении объединил в одну систему раджа-йоги, хотя они имеют много своей специфики и очень было бы интересно узнать о разных практиках и их различиях.
Отдельно хочу упомянуть хатху-йогу. Вот что про нее сказал Рамакришна
Хатха-йога имеет дело исключительно с физическим телом. Она описывает методы, при помощи которых могут быть очищены внутренние органы и достигнуто совершенное здоровье. Она учит, каким образом подчинять разуму силу праны и заставлять работать, согласно велениям разума, различные мускулы, органы и нервы тела. Но в хатха-йоге ум должен быть всегда сосредоточен на физическом теле. Хатха-йоги обладают многими силами, например, способностью подниматься на воздух, но эти силы являются только проявлением физической праны. Хатха-йога даёт человеку власть над телом, но дальше она не идёт. Раджа-йога, наоборот, имеет дело с умом и ведёт к духовным результатам путём правильного различения реального от ложного, путём сосредоточения и медитации.
Евть направления йоги, исповедующие интегральные подходы, как например интегральная йога Аурбиндо.
Если брать религиозную направленность, то "покровителем" раджа-йоги является бог Шива, и соответсвенно адептов называют шиваитами, а бхакти-йоги "покровителем" является бог Вишну ( в кришнаитской интепритации верховное божество Кришна) и адептов называют вайшнавами.
Сам я являюсь вайшнавом в традициях Шри Рамакришны, но в свое время 3 года учился в институте йоги по шиваитскому направлению.
По буддийским направлениям йоги постараюсь материал выложить позднее.